Воскресенье, 19.05.2024, 03:21
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Советы воспитателей

Чем занять ребёнка дома
Чем занять ребенка дома?

Внимание и любовь – самое драгоценное, что могут родители подарить своему ребенку. Игры вместе с детьми – это залог хороших взаимоотношений. Но любая мама мечтает, чтобы хоть на полчаса в доме воцарились тишина и спокойствие. Проще всего включить ребенку мультики или компьютер, только это не самый лучший выход.
Но в нужный момент фантазия взрослых почему-то исчерпывается. А дети никак не хотят играть сами. И даже новые игрушки увлекают всего на несколько минут, а через день они уже пылятся вместе с остальными. А все потому, что ребенку необходимо общение. Посвятите ему немного времени, покажите все возможности, тогда он будет играть сам.
Предлагаю несколько увлекательных и полезных игр, которыми можно занять ребенка и освободить время для себя.

Игры для маленьких

Малыши очень любят играться настоящими предметами, а не игрушками. Посадите ребенка на кухне, в безопасный уголок, и дайте ему кастрюли, крышки, поварешки и другие неопасные предметы. Будет немного громко, зато малыш, копируя ваше поведение, даст вам приготовить обед.
И малыши, и дети постарше обожают различные шкатулки, ящички, где можно покопаться в свое удовольствие. Заведите такой волшебный мешочек, который в нужное для вас время попадает в руки ребенку. Это даст вам 30-40 свободных минут. Только для детей младше трех лет собирайте в него предметы крупные и безопасные.
Полезное развивающее занятие – сортировка безделушек. Пуговицы, камушки, ракушки, каштаны, шишки, открытки ребенок под вашим присмотром раскладывает по кучкам. А вы в это время можете посмотреть важную телевизионную передачу или поговорить по телефону.
Задания из кубиков увлекут малыша еще на некоторое время. Вы составляете фигуру, а малыш должен сделать такую же. То же можно повторить на бумаге. Рисуете несложные предметы из геометрических фигур или ставите точки, которые нужно соединить.
Нарисуйте карточки с изображением предметов: стол, телевизор, цветы и тек далее. Для тех, кто учится читать, напишите названия. Просите ребенка разложить карточки на соответствующие предметы.
Все дети любят играть картонными коробками. Принесите одну-две из ближайшего магазина. Ваш малыш сам придумает, как их использовать.

Детям постарше

 Составление фотоальбома: пусть рассортируют фотографии, придумают подписи к ним, нарисуют рядом иллюстрации.
 Комикс: наклеиваем в альбом или блокнот картинки героев, дорисовываем недостающие детали, пейзажи, добавляем надписи.
 Предложите сделать коллаж по выбранной теме из вырезанных картинок – подарок для бабушки. Или книжку-малышку с собственными иллюстрациями.
 Хорошее подспорье – магниты на холодильник. Давайте ребенку различные задания – сложить узоры, геометрические фигуры, рассортировать по видам, сочинить сказку. Простой сувенир превратит обычный холодильник в волшебный мир с городами и лесами, прудами и заморскими путешествиями.
 Если можете доверить ребенку фотоаппарат, предложите поиграть в режиссера. Пусть сфотографирует сказку: выстроит декорации, придумает сюжет, снимет отдельные сцены. Затем вместе распечатайте, наклейте в нужном порядке, добавьте надписи.
 На большом листе бумаги предложите нарисовать план вашей квартиры, двора, карту города. Малышам предоставьте полную свободу. А школьники пусть перенесут на бумагу географическую карту, например, Африки или всего мира. Усидчивые дети будут часами сидеть над этим заданием. Оно развивает зрительную память, ребенок будет лучше ориентироваться в географии. Карта может быть реальная или веселая: с нарисованными или наклеенными животными, которые обитают в данной местности, и растениями.

Мастерим домик

Вариантов бумажных поделок множество. Мы с сыном придумали сделать дом из картона. Конечно, такие масштабные проекты требуют непосредственного вашего участия, но с некоторыми посильными заданиями ребенок вполне может справиться самостоятельно.
Начать можно с холодильника. Вырезаем прямоугольник, складываем книжечкой. По бокам приклеиваем кармашки и наполняем маленькими картинками продуктов, вырезанных из рекламных буклетов и журналов. По такому же принципу делаются шкафы. Из спичечных коробков получается симпатичная мебель: складываем коробки и обклеиваем бумагой, спинка – из листа картона.
Подобрать и вырезать картинки ребенок вполне может самостоятельно, а вы в это время займитесь делами.
Потом мастерим стены. Для этого достаем: картон,краски, карандаши, цветную бумагу. Большие листы картона раскрасьте красками или наклейте «обои» – цветную бумагу. Пока ребенок занят отделкой стен, у вас в распоряжении 30-50 минут тишины. После присоединяемся и помогаем. Вырезаем на стенах окна и двери, вешаем картины, шторы.
Соединяем стены и пол. Для этого лучше сделать прорези или склеить бумагой. На правах хозяина дома ребенок сам расставит мебель, построит из лего недостающие детали интерьера, заселит жителей. Если расположить домик недалеко от розетки, можно провести освещение из новогодней гирлянды или небольшого торшера.
Фантазии здесь нет предела. Предоставьте ребенку возможность построить гараж или стоянку для машин, другие комнаты, ванную, бассейн. Используйте скучающие в шкафу конструкторы, с которыми ваш ребенок прекрасно справляется сам. Если позволяют размеры вашей квартиры, создать можно целый город.

Ролевые игры

Дети разных возрастов порой не могут между собой договориться. Каждый уходит в свой угол и один играется. Ролевые игры помирят детей и научат играть вместе.
Семья: дети по очереди исполняют роль родителя и ребенка. Эта игра поможет родителям посмотреть на себя со стороны, ведь дети копируют взрослых.
Больница: лечим кукол, мягкие игрушки. Старший ребенок ведет игру, младший повторяет его действия, и наоборот.
Штаб: стол накрываем покрывалом, делаем дополнительные комнаты из картонных коробок или стульев. Телефонная связь, парк машин, готовых выехать по первому требованию, командир и подчиненный – все это поможет вам на несколько часов занять детей, развивать фантазию, учить руководить и выполнять распоряжения. Командир выдает поручения подчиненному, записывая их на бумаге. Отравляет в разведку, рисует план минирования местности (комнаты), а подчиненный по плану раскладывает мины (кубики). Потом командир проверяет правильность закладывания снарядов. Проводятся учения: главная задача – найти врага (например, папу), обезвредить его, взять в плен и вовлечь в игру.
Только здесь есть одна особенность: детей нужно учитьиграть. Вы с детьми строите декорации, показываете, что и как можно делать, направляете их фантазию, мирите, если что не поделили. Зато после таких инструкций они смогут сами играть уже без вашего присутствия. И, конечно же, в игру должно входить наведение порядка. Например, штаб переезжает: рации, автопарк грузим в контейнер, здания должны стать невидимы для врага и приведены в исходное положение, то есть принять вид обычного стола.
По такому же принципу играйте в школу, театр, такси, корабль, поезд, почту.
Заведите блокнот, где вы будете записывать игры, а ребенок проставит оценки: насколько ему понравилась та или иная игра. Так вы будете знать, что ребенка заинтересовало больше всего. В следующий дождливый день вы откроете блокнот и вместе выберете, во что поиграть. Это будет своеобразной шпаргалкой. Придумывайте вместе новые игры, и вскоре у вас все реже будет вставать вопрос, чем занять ребенка.

Итак, чем вы можете занять ребенка дома:

ТВОРЧЕСТВО

- На первом месте у нас в семье – соленое тесто! Тишина в доме обеспечена как минимум на полчаса. Вариантов поделок из него – масса, для любого возраста. Оно неопасное, нетоксичное, и легко отмывается, что тоже важно.
- Дайте ребенку безопасные (пластмассовые) ножницы и ненужные газеты/журналы/бумагу. Их можно резать на кусочки или вырезать фигурки (детям постарше). Если ребенок хорошо режет, можно давать вырезать фигурки из использованных раскрасок. Если же наоборот, малыш еще не может держать ножницы, то дайте ему салфетки – они прекрасно рвутся руками и доставляют много удовольствия.
- Из веревочки и сушек можно делать бусы – научите ребенка нанизывать сушки на веревочку. Для детей постарше сушки можно заменить на макароны-рожки.
- Если у ребенка есть потребность в рисовании, а вам дороги ваши обои, приклейте ватман скотчем к стене дайте ребенку фломастеры. Конечно, в первое время понадобится надзор, пока ребенок не усвоит, что рисовать можно только в специальном месте.

В ВАННОЙ

- В ванне дайте ребенку маленькую лейку или небьющийся чайник для заварки (можно и игрушечный – из набора детской посудки), и несколько «чашек». Устройте чаепитие
- Налейте в ванну теплой воды примерно 5-10 см, положите на дно нескользящий коврик, а также несколько мисочек и ложку или маленький половник. Покажите, как наливать воду половником, как переливать ее из одной мисочки в другую
- Посадите ребенка в ванну и дайте ему пальчиковые краски. Они нетоксичны, и хорошо смываются с кафеля. Попросите его что-нибудь нарисовать.

ДЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ

- Во время уборки дайте ребенку влажную тряпку – пусть протирает пыль или моет пол
- Во время приготовления обеда или ужина дайте ребенку доску и неострый нож, например пластмассовый. Дайте 1-2 мягких фрукта (банана, груши, киви). Ребенок поможет сделать вам фруктовый салат.
- Дайте ребенку несколько емкостей (кастрюли, миски, плошки). Желательно, чтобы они были разного размера, не бились, и их можно было вставлять друг в друга. Приготовьтесь, может быть немножко шумно :)
- Картонные коробки разного размера способны увлечь ребенка надолго. Их можно складывать, шуршать ими, греметь, складывать в них разные предметы, вытаскивать обратно и проделывать множество различных манипуляций.

МОТОРИКА:

- Возьмите маленькую коробочку, прорежьте в крышке дырочку. Можно, чтобы малыш опускал в прорезь монетки или пуговки. Можно их заменить крупной фасолью. Затем их можно достать, и начать процесс сначала.
- Налейте в кастрюлю или тазик воды, высыпьте туда  небольшие плавающие игрушки, мячики для пинг-понга, дайте ребенку ситечко. Выловить все игрушки не так-то просто
- В маленькую пластиковую бутылку (0,3-0,5 л) можно складывать некрупные предметы: ракушки, пуговки, горох, комочки бумаги, монетки. Естественно, желательно это все сначала хорошенько вымыть.
- Возьмите старую сумку или тканевый мешочек, сложите туда разные ненужные и неизвестные ребенку предметы: поясок, сломанные наручные часы, баночку от крема, брелок, старые бусы и т.п. Разбирать эти «сокровища» детям бывает очень интересно
- Возьмите большую (5-6 л) бутылку и прорежьте сбоку окошко (примерно 10х20 см). Снимите с бутылки крышку. В горлышко можно складывать карандаши, ложки, мелки и другие продолговатые предметы. А сбоку их легко доставать.
- Возьмите пластиковый контейнер (можно пустую обувную коробку) небольшого размера и наполните его чечевицей, пшенкой или другой крупой чуть больше, чем наполовину. Закопайте в крупу игрушки из киндера, крупные пуговицы, небольшие шарики, прищепки или что-то другое, что есть в хозяйстве. Попросите ребенка поискать вещи, которые спрятались в коробке.
Я понимаю, что эти советы не могут подойти всем. Но я надеюсь, что каждая мама сможет найти в этой статье что-нибудь полезное. И еще важная вещь, на которую я прошу вас обратить внимание: если вы будете применять что-то из вышеописанных способов, оцените, насколько это занятие безопасно для вашего малыша и подходит ли оно ему по возрасту.

Воспитатель Е.Е. Скулкина
Категория: Советы воспитателей | Добавил: petrovih (31.10.2012)
Просмотров: 481 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0